Ирина Недзвецкая:
Единство и борьба противоположностей -
условие существования аспектов
Противоположными будем считать аспекты одного класса разной вертности: логика экстравертированная и логика интровертированная, ощущения экстравертированные и ощущения интровертированные, то же самое этика и интуиция.
Единство противоположных аспектов заключается в единстве их сверхзадачи, а борьба - в средствах решения ее; можно сказать, что у противоположных аспектов единство стратегии и борьба тактики.
Рассмотрим сверхзадачи и средства их решения:
сверхзадача ощущений - обретение Мира
- все ощущения
- владеть всем (конечные цели аспектов)
логики - познание Мира
- постижение всех истин
- объективная информация обо всем
интуиции - просвещение Мира
- прозрение, провидение всего.
- открыть все тайны.
этики - примирение Мира
- связь со всем миром.
- настроение мира.
Конечная цель интровертированных ощущений - вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.
Для экстравертированных ощущений конечная цель - стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира - осознать себя.
Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.
Конечная цель экстравертированной логики - собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.
Для интровертированной интуиции конечная цель - осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.
Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель - просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.
Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель - связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.
Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости - миролюбивого настроения. Достигая своей цели - настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.
Стратегически противоположные аспекты сходятся в решении сверхзадачи, а тактически имеют разные промежуточные цели (пределы в аспекте), свои конечные цели и используют некоторые известные методы и приемы борьбы, например:
атака:
- отбивает желание
- портит аппетит
- искажает факты
- нарушает порядок
- сбивает с пути
- разрушает гармонию
- гасит радость
- разрывает отношения
защита:
- перекрывает кислород
- осаживает
- ставит дистанцию
- прикрывается фактами
- тянет время
- не вникает в суть
- холодность
- невозмутимость
Атака - это прямое воздействие на противника, используя его же средства. Защита осуществляется своими средствами, т.е. средствами самого аспекта.
захват (агрессия):
- пространства (разгул)
- цели (влияние)
- положения (превосходство)
- процесса (активность)
- времени (пунктуальность)
- направления (ведение)
- внимания (обольщение)
п - интереса (увлечение)
выпад:
- зажим
- удар
- поза
- укор
- пауза
- подозрение
- неприязнь
п - возмущение
уход - неожиданная реакция:
- выскальзывание
- увертывание
- безответность
- бездействие
- прерывание
- поворот
- отстраненность
- незаинтересованность
обводка - обман противника
- уловка
- обсчет
- перестановка
- подтасовка
- нечаянность
- путаница
- лицемерие
- розыгрыш
прессинг - уплотнение воздействия:
- притеснение
- нападки
- главенство
- всезнайство
- нагнетание
- раскапывание
- разжигание страстей
- возбуждение
переживание поражения, как невозможность захвата или взятия:
- пространства - теснота
- цели - бессилие
- положения- униженность
- процесса - апатия
- времени - опоздание
- направления - непроходимость
- внимания - отверженность
- интереса - безуспешность
Мы рассмотрели некоторые приемы борьбы, используемые аспектами для преодоления препятствий на пути к своей цели. А теперь рассмотрим источники противоречий аспектов, в том числе и внутри нас.
Для достижения какой-либо цели нужна большая концентрация сил, что, в свою очередь, ведет к большим нагрузкам и перенапряжению, и с точки зрения к потере здоровья, что тактически для нее неприемлемо. С другой стороны для захват пространства дает возможность свободно дышать - есть где разгуляться, расслабиться, а для расслабленность - синоним размобилизованности, чего она не может допустить.
Для того, чтобы установить причину того или иного явления, нужно знать очевидные факты и не допускать никаких суждений (субъективной информации), искажающих объективную картину. Для постижения истины необходимо все внимание сконцентрировать на своем понимании явления и найти ответ в самом себе, в своих представлениях о мире, а не использовать чужую информацию, которая с точки зрения является объективной.
Для выхода в вечность нужно уйти от реально существующей ситуации со всеми ее проблемами, оторваться от действительности, которая дает, с ее точки зрения, только сиюминутное решение (недальновидность), в то время как для , чтобы правильно разобрать ситуацию, выйти из положения, открыть тайну, нужно как можно глубже погрузиться в существующие проблемы, в содержание ситуации, иначе выводы будут обтекаемы, непонятно о чем, и выход не будет найден.
Чтобы иметь прочные связи - узы, постоянный мир и вечную любовь, нужно, считает , попуститься своими интересами, развлечениями, мелкими радостями, а сосредоточить свое внимание на человеке, который с тобой рядом, - своеобразное самоотречение.
Ничто не делает нас более несчастными, чем угнетенность собственными страстями. Привязанности, с точки зрения , лишают человека возможности жить своими интересами, увлечениями, жить постоянно в радости и в конечном итоге не приносят счастья.
Из этого простого примера видна принципиальная разница в тактических подходах противоположных аспектов. Каждый из аспектов вынужден идти своим путем, мало того, у аспекта есть потребность защищать свой путь и игнорировать достоинства противоположного. В лекциях Е.Шепетько этот момент очень хорошо виден при описании свойств функций в типе, а проявляется это через "стратегию борьбы" (1 ф.) и "игнорирования" (8 ф.), аспекты в которых противоположны.
В этих же лекциях описан "блок места" 1 и 8 функции, который максимально ориентирован на право перед социумом "взять свое" (занять свое место - свойство блока) по присутствующим в нем аспектам. Стратегически это свойство можно рассматривать, как сверхзадачу. Но не надо понимать так, что только в этих функциях выполняется изучаемое нами условие, просто в них оно яснее осознается.
Рассмотрим, как возникает компромисс противоположных аспектов - основа для их единства, и почему промежуточные цели перерастают в конечные, и ставится сверхзадача.
Для того, чтобы что-то потрогать, попробовать, ощутить, нужно это "что-то" взять, а оно не всегда "плохо лежит", т.е. для решения этой насущной задачи часто приходиться применять силу, добывая для себя блага. Для компромисс достигается с помощью простой уловки (в случае своего типа это самообман) - "закрыть глаза" на сопротивление и взять, как ни в чем не бывало.
В лекциях Е.Шепетько описано интересное свойство 8 функции - "дезорганизация". Если учесть, что в 1 ф. и в 8 ф. всегда противоположные аспекты, то решение сверхзадачи происходит в том числе и через дезорганизацию окружающих.
В единицу времени сознание в аспекте предельно, т.е. для оно ограничено "благополучием", после которого нужда проходит и промежуточная цель достигается, но в следующий момент времени появляется новая необходимость в ощущениях. Этот процесс бесконечен. Ограничением для него будет ощущение всего благоприобретенного, что есть в вещественном мире. Достижение этого предела и есть конечная цель, осознаваемая, но не решаемая при жизни сверхзадача, которая названа автором "обретение мира".
Для , приобретающей все новые и новые объекты, в число которых входят и люди, желание ощутить власть становиться всепоглощающим. Для компромисса с "ненасытностью" прибегает к своему обходному маневру - обсчету (в том числе и самого себя). Выглядит это, как "прибеднение", например.
Добившись очередной цели, получив "результат" (предел в ) и ощутив волевой импульс - показатель владения, в следующий момент времени формирует новое желание и снова мобилизуется на взятие цели. Пределом этого бесконечного процесса будет ощущение от всего приобретенного в мире, т.е. перед стоит та же сверхзадача, что и перед .
Стремясь постичь все истины, вынуждена постоянно сравнивать свое представление о мире с "чужой" информацией (объективной - принадлежащей объекту). Зачастую факты расходятся с собственным представлением, оказываются бесспорными, и с ними приходиться соглашаться, идти на компромисс. А достигается это простой хитростью - перестановкой формулировок в своем сознании, появлением другого мнения.
Интерпретация, как формулирование истины, в конечный момент времени предельна, и ограничена она "вкладом", т.е. таким положением слов, когда эта формулировка укладывается в сознании в соответствии с собственными представлениями. Другими словами, занимает свое место в собственном сознании или сознании окружающих (попытка вложить истину в чужое сознании проявляется через убеждение). Процесс постижения истин бесконечен, так как, вложив очередное знание, снова встает перед новым суждением, которое требует своего подтверждения в объективном мире. Закончится он, когда все суждения будут уложены в полном соответствии с существующими знаниями и мир окажется познанным.
Узнавая и анализируя факты окружающей действительности, стремится собрать как можно больше знаний, которые в конечном итоге необходимо как-то упорядочить. Существующие или придуманные системы не всегда вмещают в себя собранные факты. В данном случае компромисс достигается через подтасовку фактов.
Обоснование - анализ факта, поступка, действия своего или окружающих имеет свой предел, названный "причина". Установив одну причину, видит следующий факт, который снова подвергается анализу, и так бесконечно, пока все собранные и проанализированные факты не образуют систему знаний, или выстроятся в какой-либо порядок и мир будет познан.
Попадая в прошлое или оказываясь в будущем, стремится там найти выход из создавшейся в данный момент времени ситуации, потому что только он отвечает стремлению аспекта к "долговечности", так назван предел в . Более того, оказываясь в будущем, видит там проблемы, которые еще не существуют в реальной действительности и о которых она стремиться предупредить, предугадывая события. Найдя выход или решив проблему, вновь оказывается перед выбором, перед новой проблемой, в новой запутанной ситуации, свет на которую может пролить только вечность. И это будет продолжаться, пока весь мир не будет просвещен (предупрежден).
Что касается компромисса с экстравертированной интуицией, а заключается он в признании наличия реальных проблем, запутанных ситуаций, "темных пятен", то достигается он через представления ситуации не как тенденции (в случае - своеобразной неизбежности), а как нечаянности или неожиданности (обман и самообман).
Стремясь решить все проблемы мира, открыть все тайны, понять, что чем закончится, вынуждена признать продолжение, а вместе с ним и бесконечность и вечность. Компромисс достигается через создание несуществующих проблем, через внесение сумятицы, запутывания, как основание для продолжения самой себя.
Разбирая очередную ситуацию, проблему, раскрывая тайну, стремится докопаться до самых глубин, до дна, решить ситуации до конца - окончательно и бесповоротно. Предел экстравертированной интуиции, "завершенность", в конкретный момент времени ее устраивает, но дальше возникают новые повороты, проблемы, возникает новая ситуация, требующая своих выводов, новые тайны, требующие раскрытия. И так до тех пор, пока весь мир не будет разобран, раскрыт и просвечен насквозь, пока не наступит вселенская проницательность, которая раскроет любую тайну, и мир будет просвещен.
Прилагая все силы для налаживания и упрочнения связей, понимает, что, захватив однажды внимание, нужно чем-то его удерживать. Чтобы связь была крепкой, нужно слиться с объектом воедино и жить всем тем, чем живет он, в том числе и его интересами. При помощи лицемерия - обмана, что тебя тянет к чему-либо или к кому-либо, относится к различным увлечениям, делая вид, что ей интересно.
Достигнув прочности (предел интровертированной этики) связи, отмечает новый объект притяжения и так до тех пор, пока все связи не будут прочными, Мир не будет взаимосвязан и упрочнен. Прочный мир в примиренном ею Мире.
Увлекаясь и увлекая за собой, понимает, что она добилась, чего хотела, через успех, как эмоциональную меру впечатления. Успех - предел экстравертированной этики. Пережив успех, стремится к новым впечатлениям, к новым радостям, увлекаясь всем водоворотом жизни. Переживая все впечатления, экстравертированная этика настроена, как приемник, на волны Мира. Получая успех у всего Мира, радуясь за него и вместе с ним, связывается и смиряется с Миром, становясь самой добротой.
Желая быть приемником Мира, признает, что без связи с ним невозможен никакой прием. Необходимо, чтобы Мир знал твою волну, чтобы твой приемник притягивал его внимание. И вот, этот "приемник" посылает любовные позывные, играя на чувствах Мира, а попросту - разыгрывая его. Так достигается компромисс с интровертированной этикой.
Мы рассмотрели условие "единства и борьбы", как условие существования противоположных аспектов. В статье не было акцентировано внимание на развитие самосознания аспекта, но в заключении хочется отметить, что данное условие является необходимым для перехода от простого сознания к сложному, от предельного к безграничному.