Дуальная природа человека.
Глава 5. Что кого интересует и кто в чем разбирается Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим сегодняшним представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражаются в мозгу с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид, отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно, с большей точностью, позволяющей осмысливать эту информацию и передать ее в словесной форме. Что это за аспекты? Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физической активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже ни что иное как цепь актов физической активности. А цепь актов физической активности ни что иное как четыре такта двигателя внутреннего сгорания:
1) потенциальная энергия,
2) превращение потенциальной в кинетическую,
3) кинетическая энергия,
4) использование кинетической энергии. Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один лучше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способностях (1 такт), другой в его эмоциональной жизни (2 такт), третий в том, как он работает (4 такт). Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть черными элементами информационного метаболизма человека: (черная интуиция) Содержание объекта. Его потенциальная энергия и внутреннее содержание, внутренние возможности. Программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные способности человека. То, что Карл Маркс называл рабочей силой, т.е. сумма физических и психических способностей человека. Чувство наличия-отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-либо объекта или явления. (черная сенсорика) Форма объекта. Кинетическая энергия объекта, его готовность использовать свою энергию. Его внешние качества, цвет, очертания, гладкость или шероховатость поверхности, внешняя мобилизованность, воля человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Чувство, что объект готов или не готов к проявлению воли, силы, чувство эстетичности-неэстетичности объекта. (черная логика) Внешние движения. Событие, факт, поступок, изменение места в пространстве. Внешнее проявление процесса, его форма. Перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов. Чувство логичности-алогичности поступка, чувство возможности-невозможности противостоять происходящему. (черная этика) Внутренние процессы. Внутренние, скрытые от глаз процессы, часто выдающие себя исходящими изнутри звуками или изменениями внешности объекта (например, покраснение лица). Для человека это - от эмоциональных переживаний до пищеварения. Эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте. (белая интуиция) Время. Субъективеое время объекта и объективное календарное время. Продолжительность функционирования или существования объекта, определяемое наличием потенциальной энергии и ее использованием в единицу времени. Внешняя ситуация объекта среди других объектов, то есть - его ситуация во времени. Промежутки времени между событиями, продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медленность. Все это относится и к внешним, и к внутренним процессам. Чувство своевременности-несвоевременности, спешки-неспешки и т.п., чувство релятивности происходящего во времени. (белая сенсорика) Самочувствие. Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, "звучание" пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами. Чувство приятности-неприятности, физического и эстетического удовлетворения и неудовлетворения. (белая логика) Расстояния в пространстве, пространство. Расстояние между объектами, место в пространстве или среди других объектов, иерархия. Система как сумма установленных или установившихся расстояний, система объективных закономерных взаимоотношений в природе и обществе. Объективные потребности человека, то есть - нужная ему система отношений с разными объектами, начиная от пищевых продуктов. Все расстояния - результат внешних перемещений. Чувство логичности-алогичности, разумности-неразумности. (белая этика) Притягательная сила объектов, +/- притяжение. Это можно назвать "субъективными расстояниями" между объектами. Для человека это, к примеру, любовь-ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный и на малом - далек. Чувство этичности-неэтичности отношений, их нужности и ненужности друг другу. Все восемь элементов ИМ находятся в психике каждого индивида. Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки информации. Но в сложных, интеллектуальных усилий требующих ситуациях люди склонны доверять только одной паре элементов: одному черному и одному белому. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. активные, творческие отношения индивида с внешним миром определяющим является белый элемент, мы называем человека экстравертом, когда черный - интровертом. Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллектуальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилие, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами. Например, индивид с логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах. Интересно было узнать, какие психические свойства и какие психические типы распространены среди населения республики (Литовская ССР). Для этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка людей (200 человек) не может представлять республику. Но ее достаточно для понятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди мужчин или только среди женщин.
название типа |
символ типа |
мужчины |
женщины | |
шизотимы | ||||
1. логико-сенсорный экстраверт |
5 |
2 | ||
2. логико-интуитивный экстраверт |
4 |
2 | ||
3. логико-сенсорный интроверт |
6 |
3 | ||
4. логико-интуитивный интроверт |
6 |
5 | ||
5. этико-сенсорный экстраверт |
3 |
10 | ||
6. этико-интуитивный экстраверт |
5 |
9 | ||
7. этико-сенсорный интроверт |
3 |
4 | ||
8. этико-интуитивный интроверт |
3 |
10 | ||
циклотимы | ||||
9. сенсорно-логический экстраверт |
9 |
3 | ||
10. сенсорно-этический экстраверт |
4 |
9 | ||
11. сенсорно-логический интроверт |
12 |
8 | ||
12. сенсорно-этический интроверт |
7 |
15 | ||
13. интуитивно-логический экстраверт |
11 |
4 | ||
14. интуитивно-этический экстраверт |
10 |
6 | ||
15. интуитивно-логический интроверт |
8 |
2 | ||
16. интуитивно-этический интроверт |
4 |
8 |
|
мужчины |
женщины |
экстраверты |
51 |
45 |
интроверты |
49 |
55 |
логические |
61 |
29 |
этические |
39 |
71 |
всего |
100 |
100 |