|
Стивен Лаберж, Ховард Рейнголд. "Исследование мира осознанных сновидений" Эта книга посвящена одному из интереснейших направлений работы со сном - практике осознанных сновидении (ясных снов). Исследование осознанных сновидений относится к бурно развивающейся области психологии - трансперсональной психологии и вносит свой вклад в познание особых состояний сознания. За короткий срок результаты здесь более чем впечатляющие. Книга суммирует опыт исследований в этой области. Приведена обширная библиография. Книга представляет собой практическое руководство для желающих освоить это искусство. Практика делится на три части, которым соответствуют три этапа работы: 1) подготовительная часть; 2) овладение осознанными сновидениями; 3) их использование. Овладение осознанными сновидениями (ОС), в свою очередь, состоит из: 1) достижения ОС; 2) удержания ОС; 3) управления ОС. Методы достижения делятся на две группы: 1) вхождение из состояния сна; 2) вхождение из состояния бодрствования. К первой группе, в частности, относятся методы электронной психотехнологии, в том числе разработанный автором прибор "Дримлайт" для вызывания светостимулированных ОС. Техники удержания ОС позволяют увеличить их длительность, предотвращая как просыпание, так и погружение в неосознанное сновидение. Сюда же относятся методы пробуждения из ОС. Мир сна обладает очень пластичной реальностью. Эта пластичность сохраняется и в ОС, но теперь сновидящий может управлять реальностью с помощью намерения, расширив спектр своих возможностей. Он может летать, изменять обстановку, управлять персонажами, контролировать свои реакции, изменять сюжет, переноситься в нужные места или задавать их заранее, перевоплощаться в других существ и делать многое другое. Эти огромные возможности могут быть использованы в самых различных целях. Уже само ОС - это удивительное необычное переживание. Но кроме того, оно позволяет испытать самые разные приключения (например, используя сюжеты книг и кино), путешествовать в пространстве и времени, исполнить заветные желания. Осознанное сновидение может помочь: - приобрести и отработать навыки и стили поведения; - преодолеть волнение в различных ситуациях; - найти решение различных проблем в бизнесе, искусстве, науке и т.д.; - в лечении заболеваний; - в разрешении психологических проблем; - в самореализации и духовном развитии; - и т.д. К сожалению, в книге не рассматривается искусство сновидения, изложенное в работах Карлоса Кастанеды, Флоринды Доннер, Тайши Абеляр. Более того, нет исследований того, что является сутью этого искусства - совмещение мира сна и мира бодрствования. Тибетские техники изложены слишком упрощенно, а техника горшкообразного дыхания по сути неверна. Интересующиеся ими могут обратиться к книгам: Тибетская йога и тайная доктрина, т.2. - Киев, 93. Гарма Ч. Ч. Чанг. Учения тибетской йоги. - М., 95 (техника горшкообразного дыхания дается при описании йоги тепла). А.Устьянцев Заметки о сне Об изучении сна Имеется два способа получения данных о сне: 1) внешний, объективный; 2) внутренний, субъективный, интроспективный. При этом возможно сопоставление материала для получения более целостной и глубокой картины сна. Применение второго способа ограничивается сном со сновидениями и околосонными состояниями. О сне без сновидений можно лишь догадываться по времени и отсутствию воспоминаний, а также данным входа и выхода. Отметим несколько моментов, связанных с применением этого подхода. 1. При таком подходе логично опираться на представление о сне как особом, естественном, периодическом состоянии сознания. Отсюда возникают вопросы, связанные с теорией состояний сознания, и акцент исследования переносится с содержания сновидений на состояние сознания при сне со сновидениями и околосонные состояния. 2. Основной задачей такого изучения сна является овладение переходом во внутренние пространства и некоторое знакомство с ними. Такая ориентация не только ведет к практическому результату, но и открывает новые перспективы в исследованиях. Эта особенность непосредственно связана со следующим направлением исследований.
3. Изучение работы со сном. С одной стороны, это изучение практик, а с другой - практическое изучение. В духовных учениях накоплен огромный материал по работе со сном. Необходимо собирать этот материал, тщательно изучать и на его основе разрабатывать практические методы. Идет активная опытная работа по созданию и отработке различных практических методов (гипнопедия, толкование сновидений, овладение ясным сном и т.д.). 4. Интересный материал может дать изучение явлений, сходных со сновидческими, но наблюдающихся при более обычных состояниях, что облегчает их изучение. Например, "рассказ-игра" при бодрствовании (игра воображения), забывание при расслаблении. Дремота, как особое состояние, имеет несколько сходных характеристик, но в то же время легче контролируется. 5. Необходимо учитывать, что восприятие и осознание могут быть разделены во времени. При изучении сна мы обычно имеем дело не с восприятием, а с воспоминаниями, т.е. базовое опознавание происходит по ходу воспоминания. 6. В изучении можно выделить три этапа и, соответственно, три основные процедуры: а) эмпирическое (непосредственное) описание и классификация (выделение характерных, явно отличающихся типов); б) анализ, выделение общих и специфических элементов; в) построение модели, логическая классификация. Субъективный мир При интроспективном изучении сна мы переносим внимание с объективного мира на субъективный во всей его целостности. Поэтому удобно взять его за основу. Сон и бодрствование тогда будут двумя составляющими этого мира: 1) мир бодрствования (МБ); 2) мир сна (МС). Структура субъективного мира: 1) внешний мир; 2) внешнее "Я" (тело, поведение); 3) внутренний мир (мышление, память, эмоции и т.д.), эмпирическое "Я"; 4) внутреннее "Я" (как принцип, чистый восприниматель и деятель - сознание и воля вне содержания). Внешнее и эмпирическое "Я" составляют образ себя. Структура субъективного мира является основой структуры наблюдения при изучении сна: 1) внешний мир сна; 2) внешнее "Я" мира сна; 3) эмпирическое "Я" мира сна; 4) связь эмпирического "Я" мира бодрствования с внешним миром и образом себя мира сна; 5) связь "Я" и внешнего мира в мире сна. Рассмотрим некоторые различия между МБ и МС, или особенности МС. Образ себя в мире сна В мире сна есть некое "Я", которое мы после пробуждения отождествляем с собой. Будем называть его "двойником", а "Я" из мира бодрствования - "человеком". Хотя после пробуждения они и отождествляются, но остается ощущение различия, какой-то неуловимой разницы. "Двойник" имеет образ своего тела (хотя не всегда, см. виды сна), правда, может быть, не очень четкий, и выделяет его из внешнего мира, соотнося с собой. Действия совершает полусознательно, они скорее происходят сами собой. Целей как бы нет, или они ограничены текущей ситуацией. В основном - куда-то попасть, что-то найти. "Двойник" имеет какое-то знание об объектах и явлениях мира сна. При этом у него почти нет знания о ситуациях, в которых он находится. Если он идет, то не знает, куда и зачем. Он может не знать людей, с которыми тесно взаимодействует. Но это его и не интересует, он полностью погружен в текущую ситуацию и не задает вопросов. Это подобно тому, как человек, делая одно, отвлекается на другое, а затем на третье, и т.д. Поэтому память как сознательные усилия по воспроизведению информации отсутствует. Лишь иногда всплывают кусочки знаний, связанные как-то с ситуацией. Критичность слабая, или ее вообще нет. Все странные, необычные вещи принимаются как нормальные, не задерживая особо внимания. Лишь иногда они вызывают легкое удивление, недоумение. Мышления, собственно, нет. Есть отдельные мысли, связанные с ситуацией. Чувствуется какая-то замкнутость, круговорот мысли. "Человек" может его разорвать, выйти из непосредственной ситуации и обратить мысль на другие предметы. "Двойник" этого не может. Переключение мысли - есть переключение ситуации. Таким образом, можно предположить, что "двойник" - это "человек" с затемненным сознанием. Феномен ясного сна подтверждает это. Отсюда можно установить связь с некоторыми патологическими состояниями сознания.
Виды сна со сновидениями Итак, можно выделить две основные характеристики этого сна: 1) переход во внутренние пространства; 2) затемненность сознания. Вторая характеристика не является обязательной. Она отсутствует в ясном сне. При анализе сна и околосонных состоянии можно использовать, в определенной мере, классификацию видений:
Когда органы чувств включены, видения накладывался на внешнюю реальность, или происходит изменение е восприятия. В промежуточном состоянии сознание качается между внутренней и внешней реальностью. Восприятие внешней реальности ограничено и сводится в основном к ощущению тела, а при переключении внимания на видения пропадает. Отключение органов чувств обычно связано с вхождением в видение. Если при восприятии со стороны человек, видя картину, ощущает себя вне ее, т.е. именно смотрит картину, то здесь она становится единственным миром. Человек полностью порывает связи с внешней реальностью и через все модальности - зрение, слух, осязание, тело (если оно есть) связан с миром видения, живет в нем.
По яркости и глубине можно выделить следующие виды сна: 1) "рассказ"; 2) обычное сновидение; 3) яркое сновидение; 4) ясный сон. Кроме того, по содержанию сновидений можно выделить группу особых снов: летание, сон во сне, с религиозным и мистическим опытом и т.д. Это все яркие и ясные сны. Сон-рассказ Это сон с большой речевой наполненностью. Рассказ события, как будто читаешь книгу, сопровождается зрительными образами, т.е. визуальный и звуковой ряд независимы, хотя и согласуются. При просыпании визуальный ряд исчезает, и остается лишь звуковой. Этот сон может идти: 1) с усилием, умственным напряжением, человек создает его, рассказывая. После него чувствуется некоторое утомление. 2) сон идет сам, приятное состояние расслабленности и спокойствия. Рассказ ведется помимо человека, но через него. Не затрачивается никаких усилий на создание сюжета. Это скорее слушание и повторение "про себя". Слова идут изнутри, как будто прорвало плотину, и поток слов несет человека. Сон-рассказ - это неглубокая стадия сна. Возможно, обычный сон и есть рассказ, сопровождающийся образами, но при более глубоком погружении. Мысли и речи персонажей лишь его слова. Яркий сон При нем, в отличии от обычного, образы яркие, четкие, цветные. Мышление двойника, хотя тоже ситуационно, но более активно и самостоятельно. Именно из него обычно совершается переход в ясный сон.
А.Устьянцев |