Но хороший психолог не упустит не одной детали, которая может посодействовать пониманию психики пациента и его бессознательных мотивов. Известно, что через стихи люди нередко сбрасывают напряжение, накопившееся в бессознательном. Говорят, поэты - люди вещие, поскольку зачастую в их творчестве проявляются комплексы и архетипы коллективного бессознательного. Это дает возможность психологу ставить диагнозы и давать рекомендации не только отдельным людям, но и целому обществу, которое, как известно, тоже подвержено психическим болезням. К тому же, собственные стихи служат личности хорошим инструментом в самопознании и самоанализе, не хуже сновидений. Не зря же многие авторы жалуются, что произведения начинают вдруг жить самостоятельной жизнью, приобретая незапланированные качества и черты, - так проявляется бессознательное в творчестве.
В связи со всем этим мы и предлагаем вам рубрику "Белый тригон", призванную, согласно общей концепции журнала, наводить мосты между различными восприятиями. А поскольку журнал посвящен в основном типологии Юнга и соционике, то мы выбрали и соответствующую форму: в каждом номере журнала будет печататься подборка стихов двух психологических типов, родственных по местоположению (интровертированной интуиции). Почему именно ее, вы узнаёте из приведенной ниже статьи.
Мы постараемся не печатать плохих стихов, и не печатать известных поэтов. Просто, пользуясь случаем, решились представить вам молодых поэтов Урала, едва известных и совсем неизвестных. Наслаждайтесь!
В этом номере мы публикуем стихи двух молодых екатеринбургских поэтов, чьи настоящие имена скрыты за псевдонимами - такова их, поэтов, прихоть. С точки зрения соционики, функция интровертированной интуиции у обоих авторов - творческая. Читателю предоставляется возможность сравнить ее проявление в блоке с ведущей экстралогикой (Джек - Дэвид Броуди) и экстраэтикой (Гамлет - Фим Килби).
Дэвид Броуди
Нам изначально дан выбор...
БГ
Ты пишешь песни про любовь,
А я все больше - про трамваи.
Да, тема может быть любой,
Но колокольчик под дугой
Зеленым светом обливает
Опоры серого моста,
И жизнь прекрасна, и чиста
Душа и даль передо мною,
И я теперь подобен Ною.
Мы все спасемся в медита-
ции трамвайного движенья.
Но поступают возраженья:
Цена билета высока,
И не хватает напряженья.
Мы здесь останемся пока -
На то и Ной, чтоб взять по паре.
Неоднородны божьи твари,
Кому - любовь, кому - трамваи...
Бездумный голос вырываю
У опьяневшего стиха,
Но тянется к перу рука...
(ОМ)
Почему же перед смертью
Все бывает хорошо?
Непомерное измерьте
Утомленною душой,
Разорвите эти цепи,
Обнимите - вдруг - вокруг
Нескончаемые степи
Пустотой свободных рук;
Подержите - не разбейте
Утра ветреного грань,
Распускайте - не жалейте
Лет серебряную ткань.
Всем по нити подарите,
До кого рукой подать,
Не таитесь, говорите
Все, что хочется сказать,
Пригубите - недопейте
Поднесенный посошок...
Перед смертью все мы - дети.
Что еще?
Все хорошо.
***
Не придет дилижанс. Он застрял под кустом ежевики,
И ежи и ежихи набросились на пассажиров.
От уколов на милю разносятся дикие крики,
От иголок не может спасти слой подкожного жира.
Не придет дилижанс. Все колеса замазаны глиной,
И термиты устроили в них потайные проходы.
И отныне нам не к кому больше явиться с повинной.
Никогда не взойдет долгожданное солнце свободы.
***
Иванушка козленочком не стал.
Иванушка бесследно растворился.
И свет истратился, и звук его забылся,
Пропал - и нет его. Безоблачный кристалл
Спокоен как всегда. Одно и то ж.
И только щука мудрая на дне
Плеснет хвостом, и станет слово в тишине,
Качнется маятник, росой затронет рожь,
И солнце красное покажется на треть,
И васильки останутся смотреть...
Коса - во пламя.
На сердце - камень.
На лоб - повязка.
Пойдет Аленка
Искать козленка.
Начнется сказка.
***
Юг увешан клоками чая.
Каждый волен, скучая,
Говорить стихами.
Каждый плачущий будет утешен.
Фим Килби
***
Падшие феи - нагие крылатые девы,
Вольные гейши союза Любви и Огня
Свяжут узду из уснувших цветов королевы
И украдут одержимого небом коня
Брошусь горящей кометой - мой конь словно ветер
Звездной дорогой к истоку живых родников
Феи святые польют той водой на рассвете
Падшие розы в саду королевы цветов.
***
Я взглядом дыру прожгу небесам
И тысяче женщин оглажу ноги
И крикну тучам беззубым псам
Вы там - собаки, а мы здесь - боги
Вам горемыкам меж лунами выть
И я бы завыл, но увы не об атом
Мне под луной суждено полюбить
Сбросить крыла и назваться поэтом
И отойти от призванья Творца
Рушить и строить, карать и лелеять
Голому в ночь и бегом из дворца
Первому встречному душу доверить
Пусть осуждают на поприще боговом
Быть Человеком, не больше не меньше
Сменю небеса на панельное логово
Чтоб видеть глаза пролетающих женщин
***
Хохочет Дьявол - черный Бог
Ваятель зла и паутины
Последний штрих с его картины
И кисть упавшая у ног
Лети, я дал тебе крыла
Взамен отдай мою свободу
Рабыне, что приносит воду
И смотрит с болью в зеркала
Пусть будет снова молодой
Отдай ей кнут Любви и ласки
А я сожгу и кисть и краски
И в омут брошусь с головой
***
Пусть вое проходят, подождем
Оставим здесь все наши муки
Скрипач- бродяга под дождем
Души немыслимые звуки
Бездомный пасынок Любви
Возьми наш зонт, он ним не нужен
Надежд стальные корабли
Как листья по холодным лужам
Да, мы мечтали жить любя
И вот ее прощальный взгляд
Уйдем чужими от тебя
И в этом ты не виноват
***
О, Боже Всевышний
Тяну к тебе руки
Коснись моих пальцев
Они словно женщины
Им струны - как жизни
Ни Блага ни Муки
Их песни - скитальцы
За то что невенчаны...
Не слышишь... что ж, бабы
Ложитесь на плахи
Эй, Черная сила
Кольцуй батогами
Беги по ухабам
Душа без рубахи
За то что просила
Чужими руками
Поэзия: взгляд сквозь соционику
Не собираюсь петь дифирамбы белой интуиции, но речь именно о ней...
некий Джек
Восприятием и написанием стихов, по моему мнению, в большей степени заведует та часть психосферы, которую Юнг обозначил как интровертированная интуиция. Конечно, прочие функции тоже никуда не деваются - экстравертированная сенсорика, заведующая здесь формой и красочностью образов, или экстравертированные эмоции, отвечающие за звуковую ритмику. Однако, если для музыки экстраэмоции стоят несомненно на первом месте, то в стихосложении его по праву занимает интраинтуиция.
Смотрите сами: стихи - это срезы человеческих судеб, внутренние состояния человека, глубоко им переживаемые или тщательно анализируемые, пойманные за хвост улетающие мгновения настоящего, редкие кадры из киноленты жизни. Судьба, состояние, время - это именно то, что воспринимает белая интуиция, ее информационно-энергетический поток.
К сожалению, сегодня в нашем обществе не слишком развита культура восприятия поэзии, хотя считается, что белая интуиция - хорошо развитая психологическая функция в семантическом поле российского народа. Однако семьдесят лет "МАКСИМизации", то есть подчинение личных интересов коллективным, и творчества - идее материализма, несколько обесценили ее в сознании людей. Да и настоящее время диктует свои законы, когда страна, чтобы выжить, бросает все силы на развитие информационно-энергетического потока экстравертированной сенсорики. то есть финансово-волевой сферы. Как мы могли научить ребенка воспринимать поэзию, если ему нечем это делать? Не объяснит учитель, в чем прелесть стихотворения, если интуитивно не научился переводить с языка одного восприятия на язык другого. Любой психолог знает, как понимают друг друга, например, кинестетик и визуалист. "Доктор, что-то мне так душно, так плохо... - Я понимаю, вам нужно нарисовать красивые перспективы. - Да нет, просто давит что-то... - Это картины вашего воображения. Представьте себе что-нибудь прекрасное..."
Не менее забавно наблюдать, как по-разному воспринимают стихи люди с различным местоположением функции интраинтуиции. Однажды я была свидетелем спора между ИЭЭ (Гексли) и ЛИЭ (Джеком), предметом которого являлись несколько стихотворений. Гексли утверждал, что в произведении должна быть суть, а все остальное есть лишь форма, и если в стихотворении говорится о вещах банальных и давно в зубах навязших, то оно не стоит внимания и нравиться не будет. Джек превозносил гармонию и плавное перетекание слов и рифм, а также мастерство поэта, умеющего красиво выразить известные всем чувства, на которые, может быть, читатель в себе самом и не обратил бы внимания, если б не это стихотворение. Надо ли говорить, что каждый из них остался при своем мнении, хотя и признал право на существование иного взгляда на этот вопрос - и то лишь за счет того, что они знали соционику.
Естественно, что экстраинтуитивный тип лишь смутно "отражает" интраинтуицию. В стихах его будет привлекать либо сила эмоций, либо оригинальность выраженной идеи, либо глубина потенциала автора, но никак не абстрактная "гармония".
Так что я всячески приветствую в журнале по соционике поэтическую рубрику, и надеюсь, что приводимые в ней произведения будут не только помогать набирать опыт в типировании, но и развивать культуру поэтического восприятия, раскрывая прелести белой интуиции.
А.Ларина