В один прекрасный день я прибирался в квартире и наткнулся на бабушкины открытки 1959 года - "Художник РСФСР" и "Боевой карандаш", идеологическая накачка которых меня заинтересовала и послужила поводом для размышлений...
Плакатное зовущее начало, побуждение к действию, высмеивание, порицание, нравоучение, острота, насущность... Совмещение карикатуры, стиха и педагогических комментариев через эмоциональное и смысловое воздействие дает мощное закрепление в бессознательном (личном и коллективном) четкой программы-модели поведения в социалистическом обществе. Если серьезно заниматься изучением подобного творчества, можно пронаблюдать динамичный процесс трансформации различных этическо-нравственных и моральных норм поведения - в данном временном отрезке.
В свое время Эрих Фромм, анализируя абсолютную и относительную этику Спинозы, назвал ее на современный лад: "социально-имманентная этика" и "универсальная этика". Под "универсальной этикой" он имел в виду нормы поведения, цель которых - рост и развитие человека ("Люби ближнего своего как самого себя!", "Не убий!"). Великие культуры сходятся в понимании того, что требуется для самосовершенствования человека. А под "социально-имманентной этикой" подразумеваются те нормы, которые содержат запрещения и требования, необходимые для бесперебойного функционирования и сохранения конкретного общества. Это беспрекословное подчинение законам, обеспечивающее определенный способ производства и образ жизни.
Трудолюбие, уважение, скромность, мужество, инициатива, терпение, взаимопомощь, бережливость - эти качества могут быть поставлены в список высочайших добродетелей. Воздействуя на сознание людей, социальная группа формирует структуру "они хотят делать то, что от них требуется при существующих условиях". Господствующая в данной культуре идеология стремится отрицать наличие противоречий. Нравственные нормы якобы обладают одинаковой ценностью для всех членов общества, вытекают из потребностей самого человеческого существования.
Кстати, в подобной этической классификации можно узреть аналогию с этическими системами Лефевра (см. статью М.Н.Абрамзона).
В одной из лекций К.Г.Юнг говорил: "Творческий процесс, насколько мы вообще имеем возможность за ним проследить, заключается в бессознательном оживлении архетипа до завершения произведения. Оформление элементарного образа в определенной степени - перевод на язык современности, благодаря чему каждый может найти подход к глубинным источникам жизни, которые иначе были бы утеряны. Социальная значимость искусства - трудиться над духом времени, переводя наверх те образы, которых последнему недостает".
Эти открытки ярко отражают "архетип социалистического общежития". Моя попытка показать этот архетип в психосоциологическом восприятии культивирует почву для дальнейшего обмена мнениями, информацией, чувствами по вышеописанному поводу.
Семен Коробков
Нашей молодежи необходимо трудовое воспитание. От наук он изнемог, Этот папенькин сынок, И залег на аттестате Отдыхать, как на кровати... В этом деле, скажем кстати, Он, увы, не одинок... | |
Некоторые выпускники вузов уклоняются от работы на периферии. |
Уважение к педагогам и воспитателям - долг каждого ученика. По наукам шел бойким маршем, В физкультуре - не отставал, Но предмет "Уважение к старшим" Он всегда на двойку сдавал! |
Осудим нарушителей правил социалистического общежития!
Для этой неприглядной пары, Как видно, узок тротуар, А значит, нужно тротуары Очистить от подобных пар. |
У некоторых людей стремление модно одеваться приобретает уродливую форму.
Они прошли по зоопарку И насмешили обезьян. Когда есть в голове изъян, Его не скрыть, одевшись ярко. |