Осмысленный звук
Слово в человеческой речи является носителем смысла. Отдельным словом можно обозначить предмет, действие, качество. Слово - смысловая единица текста, и на более мелкие части, наделенные самостоятельным смыслом, вроде бы не делится.
Однако одно и то же слово можно произнести с разной интонацией (например, серьезно или насмешливо), и тогда в одном случае оно будет воспринято так, а в другом - иначе. Смысл слова изменился. Вспомним, что устная речь развилась гораздо раньше письменности. Исконная форма слова - звуковая. Так может быть, значение слова связано с его звучанием гораздо теснее, чем мы привыкли считать?
Специалисты, задавшиеся этим вопросом, провели исследование: было опрошено 100 тыс. человек. С фонетической точки зрения, в русском языке выделяется 45 звукобукв (в восприятии человека звук и буква не отделяются друг от друга). Испытуемым было предложено оценить каждую звукобукву с помощью 25 пар признаков (большой-маленький, нежный-грубый, светлый-темный, радостный-печальный и т.д.), используя 5-балльную шкалу. В результате эксперимента выяснилось, что большинство людей оценивают звуки одинаково. То есть звук является - по-своему - осмысленным. Нет "никаких" звукобукв, любая буква имеет свое значение.
Значит, смысл слова можно найти и в его звучании, стоит только соединить воедино признаки составляющих это слово звуков! Конечно, разные звуки имеют разную значимость в слове - это зависит от ударения и от того, насколько часто встречается звук в языке (чем чаще, тем менее он значим).
Примерно треть существительных имеет ярко выраженное значение, совпадающее с признаками звукобукв. А остальные две трети - многозначные слова, например, заимствования, смысл которых стремится соответствовать признакам (отсюда и многозначность).
К примеру, в ряду слов аэроплан, самолет, лайнер наблюдается уменьшение количества баллов по признаку "медленный" и увеличение - по признаку "быстрый". А в последовательности лик, лицо, морда, харя происходит переход от "нежного" к "грубому" - опять-таки на уровне звучания.
Итак, с одной стороны, существует смысловое ядро слова, его словарное определение, с другой - признаковый аспект, который определяется звучанием слова. Чтобы воспринять смысловое ядро, мы должны знать, что означает слово. Это сознательное понимание. Подсознание же воспринимает признаковый аспект. Здесь открывается неплохая возможность - "подсунуть" подсознанию такие признаки, чтобы текст воспринимался как заведомо правильный, хороший и т.д., т.е. создать суггестивный, "кодирующий" текст. Информация, поданная таким образом, усваивается некритично, навязывается человеку.
Все эти вещи не являются плодом воображения писателей-фантастов или "ноу-хау" секретных спецслужб. Суггестивной лингвистикой занимается Институт Прикладной Лингвистики в городе Перми. Это направление, соединяющее лингвистику и психологию, в начале 90-х годов развивала М.Ю.Черепанова (ПГУ). В 1993 году здесь была создана компьютерная программа "DiaTone", в которую заложены статистические данные по звукобуквам.
Программа "DiaTone" может оценить любой текст, используя те же 25 пар признаков. Текст является "кодирующим", когда у него есть признак "сильный". Причем если текст "мягкокодирующий", то он еще и "прекрасный", "светлый", а если "жесткокодирующий" - "устрашающий", "темный" и т.д. (преобладают жесткие звуки). Данные эти были получены путем исследования заведомо суггестивных текстов - мантр, молитв, заговоров. С помощью программы "DiaTone" можно обычный текст превратить в суггестивный - заменяя "слабые" слова более "сильными" синонимами.
Кроме того, важное значение имеет ритм (ритмичный текст и читается легче, и усваивается лучше), а также "золотое сечение" текста (оно делит текст на две части, из которых меньшая относится к большей так же, как большая относится к целому). Там, где находится "золотое сечение", должен располагаться смысловой центр, а для "кодирующих" текстов - самая "жесткая" часть.
Кто всему прочему, звукобуквы имеют свои цвета. Поэтому, например, при создании торговой марки и логотипа фирмы можно найти идеальное сочетание цвета и звука. Иногда эти сочетания находятся интуитивно: так, слово "кока-кола" имеет красно-белый цвет, "марс" - красный, "баунти" - синий с голубым.
Достижения суггестивной лингвистики можно применять в психотерапии, в рекламе (в Перми уже создана Лаборатория политической рекламы), да мало ли где еще... Главное, ведь не докажешь, что тексту специально придавались "кодирующие" качества.
А познакомили меня с психолингвистикой в Екатеринбургской студии "Солнечный город", сотрудники которой занимаются различными направлениями современной психологии - НЛП, структурным анализом и т.д., в том числе и суггестивной лингвистикой. Студия проводит семинары по прикладной психологии для тех, чья работа связана с общением, оказывает консультационные услуги в области рекламного дизайна и создания суггестивных текстов. В планы "Солнечного города" входит работа в политической рекламе (кстати, создатели программы "DiaTone" сейчас совершенствуют ее именно в этом направлении).
Являясь дилерами Пермской Лаборатории политической рекламы, сотрудники студии распространяют программу "DiaTone" среди пользователей, работающих в области коммуникации.
В заключение - об одной забавной закономерности, обнаруженной психолингвистами. Дело в том, что художественные произведения, созданные классиками - писателями и поэтами, обладают свойствами суггестивных текстов. Воистину, все гениальное суггестивно, но не все суггестивное - гениально.
М.Верская