Евгений Шепетько:
Метод простой классификации
(публикуется в сокращении)
Описание интертипных отношений
Тождество - Вн/Вн/Вщ/Вщ
Это отношение наиболее полно соответствует простому свойству Взаимопонимания.
В этих отношениях заложена способность к взаимопониманию, к точному пониманию смысла слов, причин и целей поступков другого человека. В этих отношениях как ни в каких других возможно встать на точку зрения партнера, чувствовать его возможные поступки. Тем самым - это снижает известный страх пред другим человеком.. В этих отношениях ты можешь, в определенной степени, оставаться спокойны из-за отсутствия неожиданностей. Это немаловажное слагаемое комфортности отношений (шестые в ряду комфортности).
Однако это снижает интерес к партнеру. Партнер слишком понятен, чтобы быть интересным. Это снижает активность в отношениях. Отношения не активны, когда нет совместных дел.
Далее, эти отношения принадлежат к группе, которой во многом не хватает простого свойства Взаимопомощи. Несмотря на то, что есть способность правильно понять партнера, нет способности правильно отреагировать, помочь ему. У него те же проблемы, что и у меня. Помочь ему нечем. Эти отношения - не действующие в прямом смысле этого слова. Для того, чтобы помочь партнеру, необходимо сделать усилие.
Зеркальные - Вн/Вщ/Вщ/Вн
Отношение, как видите, действительно зеркальное.
В этих отношениях тоже заложена способность к взаимопониманию, к пониманию целей поступков другого человек. Эти отношения являются несколько смягченным вариантом отношений тождества, которое является крайней формой противопоставления Взаимопонимания и Взаимопомощи. В зеркальных отношениях эти два свойства слегка перемешаны. Свойство Взаимопонимания уменьшено и имеет свои границы. Но взамен его прибавляется способность к Взаимопомощи. Один уже не способен полностью понять другого, но способен посочувствовать, помочь, создать некоторую комфортность в ситуации.
Нередко эти свойства могут встречаться и противоречить друг другу. Например, один может разрушить идеи, планы или надежды другого, анализируя их вслух или подсказывая какие-то детали. Однако это разрушение чаще имеет цель - помощь. Это выглядит как доброжелательное предупреждение об ошибках и опасностях.
Отношения не активные, но их динамика более естественная, чем при тождестве. Хорошие отношения для работы: взаимный некритический анализ, но без противопоставления, помощь.
Отношения занимают пятое место в ряду комфортности.
Родственные - Вн/К/Вщ/Вщ
Основное свойство - Взаимопонимание. Родственники похожи, но несмотря на явную способность к пониманию друг друга, присутствует тенденция критической оценки, замечаний и "цепляния" к деталям. Обоих часто интересуют детали, неприятные для обоих же. В этих отношениях возможны действия, задевающие партнеров. И если в отношениях тождества задетое место партнера чувствуется, и перед ним извиняются, то здесь возможны взаимные действия, слова, не учитывающие чувствительные места обоих.
Это хорошие для работы отношения. Конфликтный оттенок может проявиться в потребности разделения сфер действия. Из-за этого оттенка родственники могут побаиваться друг друга.
Это самые дискомфортные из отношений Взаимопонимания, но они все-таки еще достаточно комфортны. Отношения не активны. Часто приводят обоих к потребности в самостоятельности, свободе друг от друга.
Деловые - Вн/У/Вщ/Вн
Несмотря на то, что основное свойство - Взаимопонимание, его уже явно недостает. Во многих своих поступках деловики узнают друг друга, понимают и потому не опасаются. Но это сходство находится вовне, а внутри, в глубинных причинах и целях, они различны. Зто отношение несет с собой попытку определить свои взгляды перед партнером, попытку изменить его взгляды как в общем, так и в частной встрече. Это попытка заявить о себе перед ним. Оттенок Управления вносит элемент передачи информации и споров.
Отношение характерно тем, что при понимании более-менее точки зрения другого обнаруживается тенденция обратить его внимание на свою, убедить в своем понимании главного, обратить его в свою "веру". Однако, будучи двусторонним, это отношение не может не стать после этого несколько холодным.
Деловое свойство отношений придает хорошее понимание друг друга во внешних проявлениях, а также возможное присутствие просьб, предложений. Последние из-за недостатка свойства Взаимопомощи могут повисать в воздухе.
Типы в этих отношениях уже не очень похожи внутренне, поэтому они могут быть небезынтересными друг другу. Однако со временем из-за непонимания они могут и надоесть друг другу. В шкале комфортности это предпоследние отношения среди "хороших".
Дополнение - Вщ/Вщ/Вн/Вн
Это отношение представляет собой другую крайность в отношении свойств Взаимопонимания и Взаимопомощи. Оно наиболее соответствует свойству Взаимопомощи. А это означает способность правильно, с соответствующим тактом и вовремя отреагировать на слова, на предложение, на просьбу. Это не означает, что дополняющие прыгают друг перед другом, но если они молчат, то они молчат так, что это не разрушает отношений. Дополняющий прикрывает слабые стороны, чуток к больным местам.
В этих отношениях есть возможность хорошо отдохнуть, помочь друг другу. Это наиболее комфортные интертипные отношения.
Однако, в противовес всему вышесказанному, эти отношения лишены во многом свойства Взаимопонимания. В отношениях Дополнения очень трудно встать на точку зрения партнера. Дополняющие могут делать одно и то же, но внутренняя мотивация может быть прямо противоположной. Это очень разные люди, но не цепляющие друг друга за больные места.
Непонимание определяет интерес друг к другу, и в той же мере, как они не понимают друг друга, они могут оставаться друг другу интересными.
Еще одно несколько прозрачное, но важное свойство. Возникает ощущение, что в этих отношениях партнеры "соприкасаются", они не теребят друг друга и не отстраняются на предохраняющее расстояние.
Активация - Вщ/Вн/Вн/Вщ
Еще одно "зеркальное" отношение. Как Зеркальное, оно является еще одним звеном в цепи двух противоположностей - Тождества и Дополнения. Зеркальные ближе к Тождеству, Активация ближе к Дополнению. Пожалуй, можно сказать и так: при Зеркальных отношениях Взаимопомощь является внешним свойством, а Взаимопонимание - внутренним; для отношений Активации Взаимопомощь является внутренним, а Взаимопонимание - внешним, демонстративным.
Партнеры способны помочь друг другу. Понимая и оценивая, активатор реагирует не опасно, не касаясь болевых точек. В этих отношениях наиболее быстро можно расслабиться, поддержать друг друга, снят плохое настроение, стрессовое состояние.
Однако видно, что Взаимопомощь и здесь имеет свои границы. Возможно столкновение интересов, недопонимание. По комфортности это вторые отношения.
Миражные - Вщ/К/Вн/Вщ
Название очень точно отражает содержание этого отношения.
Характерна взаимопомощь, предупредительность, поддержка. Отношения хороши для совместной работы, но до тех пор, пока не включился личный интерес, пока не нужно что-то делить. Совершенно неожиданно взаимодействие, беседа может напороться на непонимание, игнорирование взглядов или интересов другого, т.е. отношение может стать конфликтным. Если акцентировать внимание на этом участке отношений, их можно было бы назвать Полупогашением.
Так что в этих отношениях возможны ссоры и из-за мелочей. Но в общем это неплохие отношения, и конфликты вскоре забываются.
Если в отношениях Дополнения есть поддержка, но нет понимания целей поступков партнера, то здесь конфликтные точки выявляют и обостряют это непонимание. Чуть больше, чем при Активации, этим отношениям не хватает свойства Взаимопомощи.
Полудополнение - Вщ/У/Вн/Вн
Во многом это отношение похоже на отношение Дополнения. Оно более информационно активное, ему в больше степени присущи сопоставление взглядов, дискуссия. Собеседники различием своих взглядов могут быть интересны друг другу. Но различие в позициях интересно лишь на расстоянии, и если им сойтись совсем близко, могут быть и проблемы. Каждый из партнеров хочет повернуть взгляды другого в "нужную" сторону.
Отношениям присуща и способность к управлению поведением, поступками партнера. Возможны просьбы, предложения совместных действий.
Чаще полудополняющие держатся на некотором расстоянии друг от друга. По меньшей мере, это придает интерес взаимоотношениям. Иначе партнеры могут устать от разговоров, от споров, от претензий.
Как и в отношениях Дополнения, в этих отношениях не хватает Взаимопонимания, и от этого они не становятся совсем безвкусными. По комфортности это третьи отношения.
Конфликт - К/К/Вщ/Вщ
С точки зрения данного метода, т.е. метода простой классификации, можно выделить четыре основных стержневых отношения: Тождество, Дополнение, Конфликт и Подзаказ. Остальные же отношения являются, образно говоря, узлами сетки, наброшенной на эти четыре столба. Четыре простых свойства - четыре полюса отношений.
Конфликт - основное свойство. Это способность замечать малейшие, иногда никому не нужные недостатки друг друга, либо многое в другом воспринимать как недостатки. Этим отношениям присуща способность обострять ситуации. В них проявляется потребность спорить, не соглашаться, не слушать собеседника, либо не признавать его доводы. Способность задевать болевые точки партнера.
Но это есть лишь перспектива этих отношений. Когда нет длительного непосредственного контакта, и когда партнеры еще не чувствуют прав по отношению друг к другу, таких мрачных красок не будет. Более того, когда конфликтеры находятся на расстоянии, они часто притягиваются. Так как свойства Взаимопонимания и Управления проявляются неустойчиво, то этим отношениям определенное время может сопутствовать понимание и интересный обмен мнениями.
Только одного ничтожно мало в этих отношениях - Взаимопомощи. Недостает готовности помочь друг другу. Недостает чуткости, внимания к потребностям и интересам партнера. На работе это могут быть напряженные отношения. Есть потребность независимой друг от друга деятельности.
Подконтроль - К/Вн/Вщ/Вщ
Это асимметричное отношение, поэтому берется ощущение одной стороны - подконтрольного.
"Твой контролер - твоя совесть" - вот чем характерны эти отношения. К голосу контролера прислушиваются, так как он может решить твои нерешаемые проблемы. Может ослабить или заострить проблему, которая тебя касается или может тут же тебя коснуться.
Контролер - это тип, который может внешне решать проблемы, соответствующие внутренним проблемам подконтрольного.
Но это конфликтные отношения, так как контролер позволяет себе осуждать закрытые, больные темы вслух. Требовать того, в чем тип слаб. Быть придирчивым в том, в чем есть потребность в свободе.
В этих отношениях присутствует оттенок - Понимание. Часть слов, целей контролера понятны. Частично можно встать на его точку зрения. Если же он требователен, принципиален, придирчив и ты им задет, то после промежутка времени понимание приходит. Контролера обычно побаиваются. Это асимметричное отношение: ты его понимаешь, но он тебя нет. Партнеры поставлены в неравное положение, когда один вооружен сильнее, чем другой, и в любых условиях больше попадает подконтрольному. Для подконтрольного помощь со стороны контролера целиком и полностью отсутствует. Отношения Подконтроля можно назвать односторонним конфликтом.
Контроль - К/Вщ/Вщ/Вн
Со стороны контролера отношения выглядят совсем иначе. Если подконтрольный видит контролера твердым, жизнестойким, уверенным в себе, критичным, то подконтрольный, наоборот, видится хрупким, неустойчивым, неприспособленным и настроенным на ложное, неперспективное. В определенный момент контролеру хочется помочь заплутавшему, бедному подконтрольному. Отчего тот этим поставлен в тупик или бросается в защиту. Выяснения отношений между ними легко могут разрушить отношения.
Контролер чувствует, что подконтрольный действует бестолково, не знает, что делать. Но это лишь тогда, когда происходит отождествление своего миропонимания с другим. Если же контролер сознательно отделяет свои взгляды от взглядов подконтрольного, то эти отношения могут и для него представлять интерес.
Подконтрольный частью понимает потребности контролера и предупреждает их. Этим он создает для контролера оттенок Взаимопомощи. Подконтрольный может исполнять пожелания и предложения контролера и просто от испуга.
Подконтрольный не понятен для контролера. Трудно встать на его точку зрения. Его недостатки видятся как через увеличительное стекло, а достоинства - наоборот.
Погашение - К/У/Вщ/Вн
Это первое отношение, где определена роль всех свойств. Еще одно такое же отношение - Суперэго. Это жесткие отношения, не в смысле жесткости в обращении партнеров, а в том смысле, что отношения в простых свойствах жестко определены. Нет простой сферы свободного, естественного взаимодействия. В то время как другие отношения могут иметь длительное время пестрый спектр простых свойств (то есть дополнительно тех свойств, которые не определены).
Главное в отношениях Погашения - противопоставление позиций. Способность находить в любых условиях противоположные точки зрения и в совместных практических делах - ссориться по их поводу. В лице партнера, с которым отношения Погашения, очень трудно встретить ощутимую поддержку.
В таких отношениях партнер либо непонятен, либо неприятен. Если проецируешь свою точку зрения на партнера и не находишь ее подобия - он неприятен. Если не проецируешь - он непонятен и интересен. И это счастливые случаи, когда погашающие понимают друг друга.
Это дискуссионное отношение. Дискуссии продолжительны в той мере, насколько собеседники уверены в своем. Если уверены, то они становятся нетерпимыми и дискуссии прекращаются.
Кроме названий "Нейтрализация" и "Полная противоположность", эти отношения я еще называю "Вторым конфликтом" или "Интеллектуальным конфликтом".
Если затронут личный интерес - эти отношения имеют тенденцию разрушаться. Если же между партнерами есть расстояние, то эти отношения вполне терпимы.
Это клубные отношения, а значит, им сопутствует интересный обмен мнениями, обмен интересной информацией. Отношения могут сопровождаться практическими просьбами, предложениями о совместных делах. Но в них лучше работать раздельно. А если партнеры работают вместе - лучше работать только вдвоем, третий - лишний, он наводит на больные темы. Это предпоследнее отношения в ряду комфортности, за ним только Конфликт.
Подзаказ - У/У/Вн/Вн
Это отношение - типичный представитель последнего простого свойства - Управления.
Как только встречаются такие два типа, подзаказный испытывает потребность как-либо действовать, настраивает свое внимание на заказчика. Он электризовывается. Подзаказный испытывает не только чувство, что пытаются руководить его поведением, но и что ему навязывается точка зрения заказчика. Он пытается противопоставить свою точку зрения, но, увы, она тонет. Его доводы не имеют веса, их не слушают.
Заказчик умеет управлять так, что это почти что не обижает подзаказного, и в то же время тому очень трудно отказаться или не подчиниться. Ответная позиция почти не развивается потому, что подзаказный какой-то чувствительной функцией быстро обнаруживает, что заказчику это не интересно. Это его останавливает.
Заказчик склонен занимать место учителя, ставить подзаказного на ступеньку ниже.
Простые слова заказчика подзаказный воспринимает как руководство к действию. Это информационно активные отношения, дискуссии - их неотъемлемая часть. В ряду комфортности они отделяют комфортные от некомфортных отношений.
Заказ - У/Вн/Вн/Вщ
Это четвертое, последнее несимметричное отношение. Подзаказный демонстрирует свое понимание заказчика. Заказчик замечает внимательный взгляд подзаказного, его интерес, его готовность понять точку зрения заказчика.
Но и тут основное свойство - Управление, дискуссии. Это свойство действует в обе стороны отношений. А на больших расстояниях, огрубляя, действует только оно. Чем отношения ближе, тем сильнее действуют более тонкие свойства интертипных отношений.
Подзаказный для заказчика кажется понятным и простым. Иллюзорность этого не меняет дела. Понятность и простота партнера, как уже говорилось ранее, уменьшают интерес к нему. А значит, первое возникающее чувство интереса, которое несет в себе свойство Управления, может для заказчика потом принести чувство разочарования. Для подзаказного же это качество проявляется неустойчиво.
Третья точка отношений - Взаимопонимание, что говорит об иллюзорности понимания партнера. Понимание чисто внешнее, а не внутреннее.
Несмотря на то, что подзаказный, управляемый волей заказчика, должен приносить ему чувство поддержки, этого чувства нет. Заказчик не чувствует в подзаказном способность помочь. Понять - да, помочь - нет. Поэтому допустима заниженная оценка возможностей подзаказного. Он может казаться неспособным сопротивляться и твердо стоять на ногах в определенных жизненных обстоятельствах.
Отношение Заказа чуть более комфортно отношений Подзаказа.
Квазитождество - У/Вщ/Вн/Вн
Этим отношением заканчиваются комфортные отношения. Наряду с очевидными попытками направлять взгляды и поступки другого человека в определенное русло, есть тенденция помочь ему, понять его, дать совет. Это отношение можно назвать Интеллектуальным Дополнением. Взгляды, подходы партнера непривычны и интересны. Потому - это активное отношение. Характерно присутствие большого количества дискуссий, обмен интересной информацией, попытки, несмотря на разногласия, приходить к одному знаменателю - к компромиссу. Это клубное отношение.
Еще одна характерная черта - это то, что здесь необыкновенно трудно встать на внутреннюю точку зрения другого, понять причины и цели другого. Если отношение Заказа как-то разрешимо в одну сторону, то Квазитождество не имеет такого выхода. Так что небольшая ссора может быстро разорвать отношения. В особенности это возможно, когда затронут личный интерес. Поэтому таким отношениям необходима минимальная дистанция.
Комфортные отношения для дружбы, сотрудничества, они не очень благоприятны для близких отношений, для семьи. Иначе - бесконечные споры, взаимные одергивания и регулирования.
Эти отношения можно еще назвать Двухсторонним Заказом.
Суперэго - У/К/Вн/Вщ
Это еще одно жесткое отношение, в нем определена роль всех простых свойств.
В прямом смысле происходит столкновение позиций. Споря и ругаясь при близком контакте, при достаточно больших расстояниях партнеры могут поддерживать очень милое, активное, тонизирующее отношение.
В этих отношениях бывает трудно открыться другому человеку. Нет полного чувства доверия, что ты будешь соответствующе принят. Что похоже на отношения Погашения и на другие отношения Управления и Конфликта. Открытость у этих типов другая. А эту открытость они не принимают или не умеют принимать.
Партнеры умеют остро "укольнуть" друг друга. Отношение острых ощущений. Партнеры несколько раздражают друг друга. И как не совсем понятный раздражитель притягивает, так и они могут притягиваться друг к другу. Это активное и напряженное отношение.
Возможны нелицеприятные замечания друг другу. И в малых дозах они терпимы, в больших - нет. Это отношение можно определить как микроконфликт, который состоит из большого числа маленьких конфликтов столкновений позиций, малоприятных просьб. Однако от Конфликта оно отличается существенным свойством: своей непредсказуемостью.
Эти отношения позволяют иногда видеть, насколько отличаются партнеры друг от друга. А значит, имеется уникальная возможность не ставить себя в его положение и не приписывать ему свою мотивацию. И это еще одно из слагаемых, которое позволяет иметь лучшие отношения, чем при Конфликте.
В отношениях не хватает как Взаимопонимания, так и Взаимопомощи И поэтому, при длительном контакте в целом это дискомфортное отношение. Суперэто попросту расшифровывается как соперничество.
Практическая задача: анализ групп
Столкнувшись с практическим использованием соционики, оказалось, что в том виде, в котором она сейчас существует, соционика еще не пригодна для решения конкретных задач, связанных с группами: анализ состояния коллектива и т.д. (работа была написана в 1989 г. - ред.)
На самом деле обычно не существует оптимальных условий. Что нас обычно ждет: неравномерность набора типов, которые мы должны группировать; заданный объем отделов в штатном расписании, далеко не кратный "красивым" числам; ограничения в перемещениях из-за квалификации работников; ограничения на количество работников в каждом отделе, которых можно перемещать; необходимость оценки ситуации в отделе, нужна ли его трансформация. Все эти ограничения не дают возможности использовать результаты исследований по малым группам А.Аугустинавичуте, Г.Рейнина, результаты наших исследований, выводов Ф.Шехтера или просто своих наблюдений. Более того, почти невозможно использовать интертипные отношения, не имея ряда комфортности или ранжирований по другим признакам. Ко всему прочему нет возможности оценить, когда перемещения нужны и в каком количестве, а когда - нет. Лишь в малых коллективах можно сделать "на глазок" все эти оценки и преобразования.
Именно поэтому, кроме теоретических задач, у этой работы имелась и другая цель: метод практического анализа и трансформации групп. Мы имеем почти все для того, чтобы это сделать: эквиваленты отношений и ряд комфортности.
Постановка задачи будет такой: имеется набор исследуемых отделов и набор ограничений, по которым работники могут перемещаться в другие отделы. Требуется выделить отделы, для которых перестановка необходима (задача 1) и установить порядок обмена работников между отделами, так чтобы ситуация в отделах улучшалась (задача 2).
Для этого заменим все интертипные отношения на первые свойства интертипных отношений, и будем оценивать ситуацию в коллективе, исходя из общего количества таких простых отношений. Например, мы сталкивались с такой ситуацией: 5 - Взаимопонимания, 1 - Взаимопомощи, 3 - Управления, 1 - Конфликт.
Но теперь мы должны обосновать эту замену интертипных отношений на простые свойства. На самом деле мы не имеем права объединять по четыре отношения в одно свойство. Так стираются различия между интертипными отношениями, и общая интертипная ситуация в сумме может быть сильно искажена.
Однако оказывается, что мы можем так сделать. Это будет результатом группового эффекта. Возьмем две пары с отношениями Дополнения и Полудополнения, которые мы заменяем на два отношения Взаимопомощи. Прибавим к ним, например, одного зеркальника.
Вместо одного отношения Вщ появляется отношение У. Новый элемент (тип) разграничивает неразграниченные отношения. Подробность, индивидуальность отношений определяются не непосредственно, а в системе отношений. Чем больше разных отношений, тем более точное разграничение происходит. Это имеет название Группового эффекта простых отношений.
Все необходимое для анализа состояния коллектива у нас под рукой. Четверка сумм в данном примере: 5 Вн, 1 Вщ, 3 У, 1 К - содержит всю основную информацию о состоянии коллектива. Теперь данное сочетание трактуется точно так же, как и интертипное отношение (аналоги их в простых свойствах). Эта сумма приближенно равна ВнУ, что соответствует аналогу Деловых отношений. То есть, в среднем, мы видим в коллективе деловой климат, а именно: хорошее взаимопонимание, но возможны и споры, навязывание мнений. Это есть центральное качество этой группы, как цельного организма.
Далее, используя ряд комфортности, "хорошими" отношениями назовем отношения Вщ и Вн (сумма обозначается символом ВВ), "плохими" - отношения К и У (КУ). Когда сумма ВВ превосходит или равна сумме КУ, то ситуация оценивается как более-менее нормальная. Нормально такая группа признается потому, что нейтральные отношения на самом деле пролегают где-то среди отношений Управления.
Когда требуются несколько более жесткие ограничения на комфортность группы, то требования должны быть такими: количество отношений Вщ должно превосходить количество отношений К, и количество Вн - У. Таким образом, решается первая задача.
Решение задачи 2 не имеет проблем. Кадры перемещаются (в соответствии с ограничениями) таким образом, чтобы разница ВВ - КУ увеличивалась в каждом отделе. Практически, это замена отношений Конфликта и Управления на отношения Взаимопомощи и Взаимопонимания. В остальном нужен лишь математический перебор и сопоставление результатов. Такова основная схема работы с группами, используя Метод простой классификации.
К этому можно добавить еще один, так сказать, антисоционический принцип. Он заключается в том, как мы должны реагировать, если вдруг обнаруживаем конфликтные отношения между двумя работниками, у которых неплохие интертипные отношения. В этом случае вместо данного интертипного отношения в таблицу и суммы мы подставляем Конфликтное и действуем исходя из этого.
Далее, Метод простой классификации может дать еще некоторую ценную информацию для потребителя: интертипные отношения в том виде, в каком они были в соционике, для заказчика неинтересны, или, точнее, непонятны. А сформулированные через четыре простых отношения, становятся доступны и новичку. Это дает возможность руководителям для конкретных целей в дальнейшем использовать эту информацию самостоятельно.
(предыдущая публикация: начало)