"МОСТ"
Евгений Волков - доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, канд. философ. наук, член Совета Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи. Нижний Новгород, Россия.

Феномен деструктивных культов и контроля сознания
(введение в проблему)


Статья публиковалась: Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. №2/1996. - М.: Фолиум.

Широко известна фраза, что самые неприступные крепости - это головы людей. К сожалению, сегодняшняя реальность и практика заставляют признать, что именно голова человека - самое уязвимое сооружение, а число манипуляторов сознанием, желающих поживиться на этой слабости, растет в невероятной прогрессии. Не случайно в популярной серии фильмов "Горец" все действие крутится вокруг отсечения голов - единственного средства лишать бессмертных бессмертия. Это одновременно и признание важности головы для жизни, и указание на ее коварную слабость. Все стало с ног на голову - ахиллесова пята стала головой и превратилась в лакомую цель тысяч лукавых Парисов, мечущих в нее свои стрелы.

Оставив в стороне иронию (которая, все же, является одним из сильнейших средств защиты головы, т.е. здравого сознания), мы вынуждены говорить об очень драматичном, нередко трагичном и даже - в крайних своих проявлениях - убийственном явлении. Российское общество в последние несколько лет столкнулось с проблемой, проявившейся на Западе 20-25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага - духовные, социальные, материальные, - в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы. Самое существенное, что такое условие этого обмена не только никак не предъявляется вербуемому, а, наоборот, тщательно от него скрывается. Фактически осуществляется ничем и никем не контролируемое ложное рекламное заманивание, бесстыдно использующее самые значимые и укорененные ценности как наживки для вовлечения людей в процесс дальнейшей целенаправленной обработки сознания.

Попавший в ловушку подобной группы человек за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера и его ближайшего "придворного" окружения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму. В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием "деструктивные культы", а процесс десоциализации и навязывания культовой структуры личности - понятием "контроль сознания" (mind control) или "реформирование мышления" (thought reform). В России пока чаще применяется термин "тоталитарные секты", поскольку внимание общественности и немногочисленных исследователей привлекают в основном религиозные разновидности таких групп.

Термин "деструктивные культы" кажется нам предпочтительным, так как позволяет рассмотреть более широкий круг внутренне однородных явлений при более точном отражении их сущности. В это термине выделена не организация жизнедеятельности данных групп, а главный результат их практики - разрушение личности. Понятие "культ" в данном случае подчеркивает, что некритичное поклонение идее, лидеру или какой-то жесткой форме практики является наиболее существенным условием манипулирования и духовно-психологического насилия. Мы будем использовать термин "тоталитарные секты" для обозначения определенного подвида деструктивных культов, а именно, некоторых религиозных сект, таких, например, как "Свидетели Иеговы" или "Белое братство".

Контроль сознания (или "незаконное влияние", как его иногда называют зарубежные специалисты) - это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют (подробнее элементы таких техник будут описаны в последующих статьях).

Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой. Именно с последним обстоятельством связаны "успехи" ряда адептов секты АУМ в избавлении от алкоголя и наркотиков, которыми восхищались некоторые московские и петербургские психологи, не сумевшие или не пожелавшие вникнуть в дело несколько глубже и профессиональнее.

Деструктивные культы пользуются психологической и духовной (и всякой другой: медицинской, коммерческой, политической и т. д.) неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев. Необходимо подчеркнуть, что в любом деструктивном культе эксплуатируется прежде всего психологическая неграмотность и незащищенность.

Лидеры таких групп часто претендуют на божественность или сверхчеловеческие силы. Они требуют от своих последователей детской покорности и раболепства. Они поощряют в членах чрезмерную зависимость от руководства не только в вопросах духовных, но также и в других сферах - простирающихся от незначительных решений (например, "Какую зубную щетку мне следует использовать?") до личного и интимного выбора ("На ком мне жениться?"), от кодекса морали ("Хорошо ли красть для Бога?") до политического выбора ("За кого мне голосовать?"). Деструктивные культы поддерживают и навязывают верования и практику, относительно которых новообращенным говорят, что они абсолютно истины, выше мирского закона и жизненно важны для спасения, счастья, свершения и т.д. При показном стремлении распространять любовь и мир в мире, культы увековечивают крайне нетерпимую ментальность типа "мы-они". Типичный результат - параноидальная точка зрения на мир вне культа и ограниченные, манипулятивные взаимодействия с теми, кто не входит в культ. В деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы.

Новообращенных принуждают изменять свою личность, чтобы соответствовать идеалу группы. Близость между культистами и особенно с некультистами ограничивается и строго контролируется, что часто ведет к неестественным отношениям и полному отсутствию сердечности. Хотя сексуальные отношения в одних культах поощряются, в других запрещаются, определяющим является интерес группы, а не личное желание. Психотерапевты, духовенство, врачи, родители и бывшие культисты говорят о коренных и деструктивных изменениях личности, которые они наблюдали у многих новообращенных. Кроме того, что они наносят вред своим членам, эти культы связаны с распадом семей (например, через развод, борьбу за опеку над ребенком и судебные иски, стравливающие родителей со своими собственными детьми), и известны участием в мошеннической и незаконной практике, которая нарушает саму ткань демократического общества. Ряд деструктивных культов используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы. Наиболее показательны в этом отношении Церковь Сайентологии (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон) и Церковь Унификации (секта Муна). Последняя имеет десятки дочерних организаций, скрывающих свою связь с материнской структурой в целях более эффективной вербовки.

Деструктивной, т.е. опасной и разрушительной для личности, делают группу не заявляемые открыто религиозные верования, политические или "психотерапевтические" концепции (хотя и в них можно найти немало опасных элементов), а то, что группа (культ) делает с личностью, т. е. многократный и многоуровневый обман и широкое использование психологического насилия, которое во многих случаях нередко сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и т.п. Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными последствиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма в Гайане в 1978 г., 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 г., еще 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 г., едва не состоявшееся массовое самоубийство "белых братьев" в Киеве осенью 1993 г., 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум Синрикё в Токио в 1995 г. Несомненно, что именно культовый характер ряда экстремистских политических организаций на Ближнем Востоке (например, организация "Хамаc" и т. п.) объясняет непрерывное производство террористов-камикадзе, взрывающих мины на себе.

Многие тоталитарные секты, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы, вплоть до государственных заговоров, как это было в случае секты Аум Синрике. Уже в 30 городах России действуют центры так называемой "Дианетики", вербовочной структуры церкви Сайентологии, получившей определение германских государственных органов как "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора", а некоторые ее адепты в Греции подозреваются в шпионаже.

К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно отнести, опираясь на различные источники и свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации (Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард- колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцендентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Лайфспринг (Lifespring); АУМ Синрике; "Белое братство"; "Богородичный центр" (Марианская церковь); "Церковь последнего завета" (Виссарион); Шри Чинмой; "Дети бога" ("Семья любви"); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других. К ним относится море ежедневно возникающих и исчезающих групп и группочек оккультно- мистического и псевдопсихотерапевтического характера под водительством "мини-мунов" и "мини-кривоноговых". Американские специалисты насчитывают в США от 2500 до 3000 деструктивных культов с вовлечением от 5 до 15 миллионов человек*.

Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается законом "О свободе совести и религиозных организация", в последние пять лет на территории России (с. 91:) появилось значительное число зарубежных и доморощенных сект тоталитарного типа. По данным общественной организации "Комитет по спасению молодежи", в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено от 3 до 5 млн человек, из них в возрасте до 18 лет - 500 тысяч, 18-25 лет - миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту, что представляет самостоятельную социальную проблему**.

Российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, административная и правовая системы почти не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века. В отличие от Германии, где осуществляется активная государственная политика по отношению к тоталитарным сектам, основанная на достаточно хорошо усвоенных уроках нацизма, Россия еще не прошла настоящего осмысления и тщательного извлечения опыта из истории собственного 70-летнего деструктивного культа и остается питательной почвой для процветания тоталитарных групп, как вытесняемых с Запада, так и доморощенных.

Психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает достаточно отчетливо, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Если учесть реальный уровень психологической грамотности, защищенности и "вооруженности" населения России методами психологического сопротивления манипулированию, то становится ясной правота специалистов из США, утверждающих, что жертвой манипуляторов и их организаций может стать любой человек. Прежние формы общества в известной мере защищали отдельного человека от прямого психологического насилия извне, правда, часто за счет внутрикорпоративной психологической эксплуатации. В современном обществе, требующем от человека самостоятельности и самодеятельности, огромные массы людей оказываются один на один с мошенниками и насильниками в психологической сфере.

Как нам представляется, проблема устранения психологического насилия из взаимодействия людей является решающей для ликвидации или сведения к минимуму всех других форм насилия. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие проявления насилия и жестокости. Манипулирование - это психологическое насилие, т. е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения ее в ловушку***. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т. е. насилие осуществляется и в форме "любви", и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний. Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной "любви" на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения "любви" на последующих этапах эксплуатации.

Как нам представляется, глобальной социальной причиной широкого распространения деструктивных культов является "растворение" в современном социальном и духовном плюрализме прежних устойчивых групп и ориентаций, которые позволяли индивиду последовательно проходить от одного этапа социализации к другому, не теряя связи с общепринятым социумом. Одновременно резко возросли, по многим причинам, требования к самостоятельности, гибкости, подвижности и ответственности отдельной личности. Можно сказать, что происходит глобальный переход от "общества групп" к "обществу личностей (индивидов)". Но при этом сохраняется и будет сохраняться социальный, т.е. групповой, характер психики человека, что выражается в фундаментальной потребности человека в присоединении к группе со стабильной системой ориентации (ориентировочная потребность и потребность в социальном структурировании времени и пространства). Своеобразным свидетельством, доказательством этого и служит широкое распространение деструктивных культов как патологической формы данного процесса.

Можно также без всяких натяжек сказать, что феномен деструктивных культов есть криминальная реализация современных возможностей практической психологии, независимо от того, имеют ли лидеры таких групп формальную психологическую подготовку или нет. Помимо интуитивно-самодельных реализаций систем по культовой ресоциализации, во многих случаях отчетливо просматривается массированное использование против личности достижений психологической науки и практики. Практическая психология, психотерапия не могут не принять этот вызов. К сожалению, есть еще немало психологов и психиатров, которые не только отрицают существование деструктивных культов и контроля сознания, но, пораженные странной слепотой, пишут хвалебные экспертные отзывы о таких, например, группах, как Аум Синрикё****.

К счастью же, что на Западе уже проделана громадная теоретическая и практическая работа по исследованию и преодолению этого недуга, и у российских психологов есть возможность эффективно воспользоваться этими достижениями. Достаточно сказать, что в США уже 12 лет выходит уникальный журнал - Cultic Studies Journal: Psychological Manipulation and Society (Журнал исследований культов: психологическое манипулирование и общество), полностью посвященный только этой проблеме. Двадцатилетняя практика помощи жертвам деструктивных культов в США позволила выработать достаточно эффективные технологии, помогающие родителям и близким способствовать выходу своих детей, родственников и друзей из-под влияния деструктивных культов, а самим жертвам возвращаться к нормальной жизни при поддержке "консультантов по выходу".

Цель консультирования о выходе (exit counseling) - не насильственное удержание адепта того или иного культа в семье, а добровольное восстановление навыков критического и реалистического мышления для преодоления контроля сознания. Консультанты по выходу не нарушают право клиента на самоопределение и не пытаются нечестно повлиять на идеологические или духовные его ориентации. Консультирование о выходе весьма специфично и требует специальной подготовки и переподготовки психологов и психотерапевтов, которые за него берутся, поскольку требует многих навыков и знаний, отсутствующих в распространенных техниках консультирования.

Автор этой статьи уже более двух лет занимается изучением проблемы деструктивных культов и контроля сознания, а также консультированием родственников и самих жертв культов, консультированием и обучением психологов, психотерапевтов, социальных работников и педагогов по проблемам защиты от манипулирования и психологического насилия. Я организовал и подготовил к изданию переводы нескольких важнейших работ американских психологов по данной проблеме, одна из которых уже увидела свет (см. *). Мною собран значительных архив культовых и антикультовых материалов, как в бумажном, так и электронном (компьютерные файлы) виде. Эта первая статья открывает серию последующих материалов, в которых подробно будут изложены вопросы: каковы механизмы вербовки и удержания (контроля сознания) индивида в деструктивной культовой группе; объяснительные научные модели этих механизмов; разновидности психологического поражения личности в культе; стратегия и тактика консультирования (терапии) родственников и самих жертв культов; техника безопасности консультанта по выходу и методы общения с представителями культов; профилактика (защита от) неприемлемого уровня социального манипулирования и ряд других.

Е.Н.Волков


*Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. - Нижний Новгород, 1995. С.88, 108.

**Контактный телефон "Комитета по спасению молодежи" в Москве: (095)161-92-65.

***См.: Доценко Е. Л. Механизм межличностной манипуляции // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. №4. С. 3-13.

****См.: Батаев В. Г. Тоталитарные приемы борьбы с так называемыми "тоталитарными сектами" // Независимый психиатрический журнал. 1995. №1. С.39-41.
В "НПЖ" в №№ 2 и 3 за 1995 г. опубликовано большое количество дискуссионных материалов по проблеме "тоталитарных сект", включая подборку актов экспертиз. "Прокультовые" материалы там преобладают, но дают хорошую возможность для сравнения аргументов. С другой стороны, этим же журналом опубликована прекрасная "антикультовая" экспертиза экспертов Независимой психиатрической ассоциации, обследовавших Ступинскую школу-интернат В.Д.Столбуна: Гушанский Э.Л., Вроно Е.М. Для "упорядочения поведения" // Независимый психиатрический журнал. 1994. №3. С. 26-28.
См. главы из книги Дж. Бойла "Секты-убийцы" ("Иностранная литература", 1996, №№ 7 и 8).
"Мост": Как Вы подошли к проблеме деструктивных культов? Как получилось, что Вы ей так плотно занялись?

Евгений Волков: Как часто бывает, случайность и закономерность сошлись однажды вместе, а если учесть, что случайность - это нередко проявление закономерности, то... Моя кандидатская диссертация (которую я собираюсь выложить на свой сайт) посвящена исследованию типов малых социальных групп в их исторической последовательности - от первобытнообщинных до современных - и в связи с таким критерием, как степень развития и роль личности в группе. Там я выделял типы групп, способствующие развитию личности и препятствующие оному. После защиты в 1990 г. я начал заниматься не только теоретической, но и практической психологией, в результате чего в 1993 г. стал научным руководителем областного Психолого-педагогического молодежного центра.

Вера Целикова, которая работала в этом центре, за год до этого участвовала в московском семинаре Стивена Хассэна, известнейшего американского специалиста по культам, и попросила меня перевести дайджест его книги, который раздавали на том семинаре. Примерно в это же время я начал вести тренинги и остро почувствовал, что инструменты социально-психологического воздействия действительно столь сильны, что могут приводить к описываемым Хассэном злоупотреблениям. Общение с коллегами, с бывшими участниками культов и родственниками активных членов культов укрепило меня в уверенности, что это серьезная проблема.

С помощью Карен Истер, возглавляющей ТД в небольшом американском городе Потсдам, я связался с Американским семейным фондом (American Family Foundation) и получил от него и от Карен первые книги и брошюры о деструктивных культах и контроле сознания, которые начал переводить и применять в своей консультационной, тренинговой и лекционной практике.

Быстро выяснилось, что в России эта тема почти не разрабатывалась, и я оказался на непаханом поле почти что в одиночестве. Трудно придумать более интересную ситуацию и для исследователя, и для практика. У меня нет амбиций "изобретателя велосипедов", поэтому на первом этапе я воспользовался своим знанием английского языка, чтобы быстрее экспортировать зарубежный опыт, имеющий почти 40-летнюю традицию, если считать от классической книги Роберта Лифтона 1961 года "Реформирование мышления и психология тотализма".

Сейчас у меня формируются и свои собственные идеи, и я вижу многие другие плодотворные перспективы в разработке данной проблемы.

Очевидно, что Интернет - во многом наше будущее. А не является ли и он деструктивным культом?

Интернет - инструмент, который может быть использован как для распространения деструктивных культов, так и для защиты от них. Есть еще проблема Интернет-зависимости (аддикции), но это немного другое.

Как Вы считаете, как отразится Интернет в будущем на психике людей с учетом поколений?

Как люди его своей психикой отразят, так и отразится. Результат зависит от желаний и разумности людей, а также от их способности учитывать и корректировать несовершенство своей психики.

Существуют ли "конструктивные культы", или любой культ принципиально деструктивен?

Есть более или менее окультуренные культы, интегрированные в средненормальную систему социального воздействия: традиционные религии, фанатство музыкальное и спортивное, культы знаменитостей (принцесса Диана), культы литературные (толкиенизм), бардовский культ и т.п. Некоторые из них можно рассматривать как скорее конструктивные, другие - как скорее деструктивные. Но их деструктивность иная, чем в собственно деструктивных культах. Это в большей степени аддикция (бегство от действительности), чем целенаправленная мясорубка групповой системы во главе с асоциальным лидером.

Сегодня ни один крупный город не миновало явление под названием "сетевой маркетинг" (MLM). Что Вы думаете о нем?

Это чаще всего система двойной эксплуатации, двойного насилия: по отношению к сети дистрибьюторов и по отношению к потребителю. О втором аспекте подробно написано в переведенной мною книге Р. Чалдини "Психология влияния" (вышла в этом году в серии "Мастера психологии" издательства "Питер"). Первый аспект отчетливо проявился в "Гербалайфе", где существовала (или так и существует) система психологической и материальной зависимости дистрибьюторов от товара и самой "фирменной" системы. Более или менее цивилизованная форма MLM существует в "Цептере", там хоть нет материальной зависимости.

Основная идея MLM - использовать то обстоятельство, что именно живой человек является самым сильным средством воздействия на другого человека. Одновременно распространитель товара наиболее глубоко отождествляет себя в этой ситуации с фирмой и ее товаром. В США правительственные органы издают массу информационных материалов, предупреждающих публику об опасности и вреде MLM, и эта система рассматривается как один из источников деструктивных коммерческих культов.

На последней конференции по соционике и социальным технологиям прозвучала мысль, что либо из соционики таки сделают науку, либо она выродится в некое полурелигиозное течение. Тем не менее ее преподают в некоторых университетах как самостоятельную дисциплину, в учебник по психологи, изданный в 1995 году под эгидой Государственного комитета РФ по высшему образованию ("Основы психологии", Столяренко Л.Д.) включен раздел по соционике. Как это положение выглядит со стороны с точки зрения специалиста по деструктивным культам?

К соционике у меня весьма осторожное отношение. Мне кажутся весьма субъективными и необоснованными многие ее построения, что сближает эту концепцию с культовыми доктринами. Тем более, что уже 30 лет назад в мировой психологии было оказано, что человек - это не столько диспозиционное существо, сколько ситуационное (Росс и Нисбетт. Человек и ситуация. М., 1999). Соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой, поскольку в ее основании - сомнительный с научной точки зрения фундамент.

Это скорее явление из разряда паранаучной беллетристики. Есть такой малоизученный жанр ненаучной художественной литературы. В этом же ряду стоит "Дианетика" Хаббарда и книги Н.И. Козлова, хотя в действительности сейчас море такой полуграфоманской продукции. Кстати, соединение научного ореола (ореола "истинности", "действенности", "эффективности" и т.п.) с магией художественных образов или с множеством специфических литературных приемов, имитирующих для читателя "солидную и очевидную доказуемость" с одновременным отвлечением его внимания от подтасовок и разнообразных обманов, образует один из классических признаков культовой доктрины - "святую науку", в которую надо верить, а проверять и критиковать - нельзя.

В связи с беллетристической природой соционики у меня возникает ассоциация с современным толкиенистским движением. В нем молодые люди создают параллельный мир из образов Толкиена, пытаясь этим компенсировать свою неприспособленность к миру реальному. Мне кажется, что явления типа соционики - это удобная ниша для людей, имеющих какие-то проблемы в своих отношениях с наукой, но желающих иметь сценарий для имитации своей "научной солидности". Соционика гораздо ближе к астрологии, чем к чему-нибудь, напоминающему науку. Хотя я знаю, что найдется немало людей, желающих утверждать, что астрология - это наука.

Что касается глав в учебниках, то бумага, как известно, все терпит. Правда, я считаю, что о сайентологии или соционике нужно писать в учебниках психологии, прикладывая к ним жесткие и четкие критерии научности, дабы отсутствие оной в них было ясно и ребенку.


Используются технологии uCoz